Неотъемлемая часть любого интернет-магазина сегодня - интеграция с учетной системой. В подавляющем большинстве случаев - это 1С. При поиске подрядчика, эта задача практически всегда входит в перечень задач для оценки. Более того, у многих заказчиков интернет-магазин становится единственной площадкой для продаж, но при этом весь бэк-офис остается таким же, как например при автоматизации розничного магазина.
Производители современных отечественных систем управления заявляют, что умеют интегрироваться с 1С. Самая красивая интеграция, у 1С-Битрикс, у остальных дела хуже. Нужно сделать пару настроек, и товары выгрузятся в Битрикс, а заказы — обратно, в 1С-ку.
Работая на выставках, вместе с вендорами CMS мы называем себя «бухтой разбитых сердец». У вендоров клиенты получают информацию как все легко и хорошо, нас как все не просто и много тонкостей. Наш любимый клиент, это тот, который уже попробовал и у него не получилось.
10 причин, почему интеграция - «больное» место проекта?
1. При заказе ИМ - клиент считает интеграцию с 1С как некоторой маленькой настройкой, которая должна работать автоматически после нажатия пары клавиш. Много внимания уделяется разработки удобства, юзабилити, внешнего вида, и совершенно мало тому как это все будет работать при подключении к бизнес-процессам 1С-ки.
2. Нежелание клиента работать на пресейле. Поиск что попроще, ибо уже на данном этапе вопросы поступают такие, что клиент отказывается со словами - обалдеть, как у вас все сложно.
3. Web-студии «боятся» 1С как огня. Многие диалоги заканчиваются распределением зон ответсвенности - вы нам предоставьте данные на прием, дальше мы будем смотреть. Так же веб-студии зачастую не знают о многих готовых решениях, которые существенно облегчают жизнь.
4. Ведение учета в 1С у заказчика происходит абсолютно по-разному. Более того, обслуживание самой 1С-ки - это отдельный разговор. У кого-то штатный программист, у кого-то приходящий. У кого-то 1С обновляется, у кого-то нет. У кого-то конфигурирование проходит грамотно, но в целом - кто во что горазд.
5. Отсутствие специалистов, которые понимают процессы и в 1С, и при интеграции. У многих франчайзи есть хорошие специалисты по учету внутри системы, но в работе с интеграцей - очень мало опыта.
6. Отдельно стоит отметить проекты, в которых интеграция добавляется на следующих этапах жизни проекта. То есть вначале проекты никак не интегрированы, а после года решаются на интеграцию. Тут возникают проблемы начиная от задвоения данных, заканчивая тем, что информация на сайте затирается при выгрузке.
7. Желание интегрировать ИМ с системами, которые изначально не предусмотрены для этого.
8. Написание собственных механизмов, сложных в поддержке и развитие. Привязывание вендора к себе.
9. Желание подрядчика заполучить проект - согласие оставить все на потом. Далее - работа бесплатно - заваливание проекта или переход в очень вялотекущую стадию.
10. Немногие из клиентов и разработчиков сайтов смотрят на интеграцию интернет-магазина с 1С как на сложную организационную задачу в первую очередь, а не техническую.
На самом деле, причин больше. Но для понимания проблемы - этого достаточно. Можно углубится в архитектуру и тех и тех продуктов, можно задавать вопросы, почему используется тот или иной протокол данных. Можно даже программистов назвать криворукими, но если у вас задача провести интеграцию, то это делу не поможет.
Так что же делать, если интеграцию делать надо? Вот такой рецепт счастья мы дадим для 80 процентов интернет-магазинов.
У вас, как у заказчика должно быть понимание, что придется поработать над сложными вопросами интеграции уже на пресейле. Это тяжело. Иногда подрядчики дабы получить проект подписываются на то, что интеграцию сделаем потом. Это первый и очень серьезный шаг к большим проблемам.
Предоставлять выгрузку из 1С во время написания ТЗ. Так же отдельно в ТЗ должно быть описан механизм обмена. С помощью чего (готовые решения, API, файлы). Перечень всей информации, которая поступает из 1С. Заказы, контрагенты, счета, товары и т.п.). Какие поля должны быть у каждой из сущностей. А так же перечень всего, что поступает в 1С.
Необходимо разговаривать со своим разработчиком 1С, что можно, а что нельзя. И как быть в том или ином случае. Рассказать разработчику к чему стоит стремится. Ведь очень часто - переход на новые рельсы внутри 1С обходится гораздо дешевле, нежели трата космического количества часов на доработку со стороны сайта. Если подрядчик не предоставляет такой информации, привлекать третью сторону.
Определение ролей. Будет ли со стороны заказчика принимать участие 1С-программист, или все отдается на откуп студии. Кто будет диктовать условия.
Необходимость выгрузки в систему CMS, далее по каждой сущности фиксация. Будет ли та или иная информация выгружаться из 1С, а та или иная управляться только на сайте.
Самая главная мысль, которую хочется донести:
Организация взаимодействия сторон необходимая штука. И, более того, необходимо брать на себя разруливание спорных ситуаций. Ибо, по умолчанию web-студия и 1С-программисты не договорятся. Более того, они вообще друг друга тихо ненавидят, что в целом, конечно мешает избавится от мысли о том, что интеграция - это боль.
Возможно когда-нибудь все будет замечательно и работать так, как описывают разработчики систем, но пока приходится работать.